Цепь надо мыть после каждого катания по грязной или пыльной местности. Песок и глина, попадая в звенья цепи, резко ускоряют ее износ. Если вы оставите цепь грязной на несколько дней, то на ее звеньях появится ржавчина.
Бензином мыть - не рекомендуется.
Велосипедисты часто говорят о том, что цепь "вытянулась", так как будто пластины цепи деформировались от циклических нагрузок при педалировании. На самом деле цепь удлиняется не так. Основной причиной удлинения цепи является износ металла в местах трения заклепок о стакан в процессе того, как звенья цепи поворачиваются относительно друг друга при набеге и сходе со звездочек.
С одной стороны, когда моют цепь, сняв ее с велосипеда, то, как правило, используют больше растворителя, чем помещается в приспособление для чистки цепи. Поэтому и грязи раствориться может больше.
С другой стороны, приспособления для чистки цепи вращают ролики и изгибают цепь. Такой способ способствует более глубокой очистке цепи. (От переводчика. Но все же лучший способ очистки цепи - ручной с использованием щеточки и растворителя.)
Смазка должна находиться под роликами цепи. Снаружи цепь смазывать не нужно — смазка только наберет на себя много грязи и пыли, которая проникнет внутрь цепи, под ролики. Поэтому после смазки цепь должна оставаться сухой снаружи.
То есть хорошая смазка для цепи — это всегда компромисс
Аэрозольные
смазки
Поставляются в аэрозольных баллончиках. На безрыбье можно применять отечественное масло УНИСМА или импортное WD40.Плюсы: аэрозоль
умеет проникать в самые труднодоступные места смазываемого узла. Минусы: часто
получается, что аэрозольная смазка попадает не туда, где она нужна, а как раз наоборот, где она совсем не нужна (на обода, покрышки, и пр).
Жидкие
смазки
Поставляются в флакончиках–масленках. В принципе, можно использовать автомобильное трансмиссионное масло. Плюсы:точечное
применение. Используя медицинский шприц, можно капнуть маслом точно в промежутки между роликами и боковыми пластинами звеньев. Минусы: не
все, но многие такие смазки на морозе густеют, и не могут попасть в нужное место цепи.
Двухкомпонентные
смазки
Поставляются в флакончиках–масленках. Это — попытка убить сразу двух зайцев и сделать смазку одновременно густой и жидкой. Такое масло представляет собой густую смазку, разведенную в
растворителе, так, что оно является жидкостью (консистенция — как у воды). При смазке такая жидкость легко затекает под ролики цепи. Потом растворитель испаряется и внутри остается густая
смазка. Плюсы: как
и у всякой жидкой смазки, возможно точечное применение. Минусы: требуется
время для высыхания растворителя, то есть после смазки кататься можно только через несколько часов. Пример двухкомпонентной смазки — White Ligthning. Как написано в аннотации, если смазать
этим маслом чистую цепь, то потом не обязательно ее мыть перед каждой смазкой — White Ligthning, высохнув, не пускает грязь внутрь. Но смазывать надо часто (через каждые 50–100
км).
Густые
смазки
Поставляются в банках или тюбиках. Пример такой смазки — ЛИТОЛ–24. В принципе, их тоже можно использовать для цепей, но у таких масел есть огромный
минус — очень трудно доставить масло в нужное место цепи. Можно, конечно, проварить цепь в горячем масле, но тогда придется, во–первых для каждой смазки снимать цепь с велосипеда, а
потом, перед установкой, чистить ее снаружи... Получается, что густые масла для цепи подходят слабо.