Главные проблемы при холодной погоде - ветер снаружи и конденсат внутри. И здесь очень важно одеться так, чтобы охлаждение происходило за счет тепловыделения, а не испарения пота.
Особое внимание уделите утеплению колен их легко застудить и тяжело вылечить, это важно. Неразогретые и/или охлаждающиеся колени/суставы
- удалять влагу с кожи,
- быстро сохнуть,
- иметь плоские швы (а то натрет),
- приятным на ощупь,
- еще неплохо ему иметь антибактериальные свойства и/или покрытие (чтобы не воняло).
Полиэстер или полипропилен, возможны (но нежелательны) 10-30% добавки хлопка или шерсти.
Натуральные волокна снимают с поверхности тела канденсат пота, передают его синтетическим волокнам, которые в свою очередь отводят влагу далее в следующий слой, оставляя кожу сухой. Это очень важно, так как в холодную погоду мокрое тело очень быстро остывает и происходит переохлаждение организма.
Термобельё различается по типу активности и бывает 3 видов:
- Lite: для интенсивных тренировок с активным потоотделением.
- Medium: классическая линия, наиболее универсальна, рассчитана на среднюю активность; оно бывает с ветрозащитой и без.
- Warm: термобельё с начёсом для очень холодной погоды и умеренной активности.
Термобельё можно заменить синтетической майкой и кальсонами; желательно, чтобы они были сделаны из тонкого волокна мягкого на ощупь, но при этом отлично продуваемого
термоизоляцию от внешних условий
Флис, полартек, софтшелл-многослойный материал (100% синтетика).
Забирает с поверхности термобелья пот и передаёт его дальше, не задерживая в себе и при этом нагреваясь. Отлично сохраняет тепло за счёт своей объёмной структуры.
Свитер из синтетики (желательно объёмной вязки), брюки с начёсом.
НЕ ОДЕВАЙТЕ под внешний слой одежду из натуральных волокон (кроме шелка), ибо и шерсть, и хлопок (особенно) влагу не транспортируют, а впитывают!
- защиту от ветра дождя и снега
- быстро сохнуть
Всевозможные мембраны, виндстопперы и микрофибры — 100% синтетика.
Мембрана выводит влагу после среднего слоя наружу и даёт возможность поступать воздуху сквозь себя внутрь, обеспечивая некоторую вентиляцию, но при этом не пропуская влагу и ветер. Микрофибра гораздо лучше вентилируется, но при этом удерживает от проникновения лишь небольшой дождь и ветер. Виндстопер отлично предохраняет от ветра, хорошо вентилируется и неплохо справляется с дождём. Брюки должны быть эластичными, чтобы не сковывать движение и не нарушать циркуляцию крови. Очень рекомендую сделать наколенники из мягкого непродуваемого материала (колени убиваются первыми — читаем здесь).
Куртка: Различается внешней тканью и утеплителем. Утеплитель может быть как из дешёвого синтепона, так и из высококачественного Thinsulate и Primaloft; в качестве подкладки-утеплителя нередко используют флис.
Брюки: Передняя часть брюк должна быть выполнена из виндстоппера (особенно в области колен), а задняя — из эластичной ткани с начёсом. Для путешествий лучше выбирать брюки с небольшой степенью свободы, так как небольшая воздушная прослойка будет хорошо сохранять тепло.
Если такой куртки или брюк нет, то их нужно выбирать по принципу продуваемости — то есть Вы должны попробовать продуть одежду, прикоснувшись губами к её поверхности. Если она продувается легко, то Вы быстро будете остывать; если она не продувается, то Вы быстро намокнете и замёрзнете во время остановки. Ну а если она продувается, но с некоторым усилием — то это то, что вам нужно.
Вся одежда должна быть синтетической или, по крайней мере, шерстяной!!! Никакого хлопка!!!
Специальная зимняя велообувь на неопреновой подкладке.
Натуральная кожа, неопрен, Gore-tex.
В летние велотуфли кладутся специальные стельки от «Экспедиции», сделанные из овчины, вспененного полимера и покрытые фольгой (их цена 150 руб). Фольга будет отражать тепло обратно в ногу. Затем термоносок, можно полушерстяной — лишь бы потоотвод был нормальным. Дальше на ботинок надевается толстый носок, оптимально — из собачьей или козьей шерсти, что продают бабули по 40-50 грн., с вырезанной под контакт дыркой. Сверху — неопреновые бахилы, защита от влаги и ветра. Наконец, наверх можно натянуть утепленные трехслойные лыжные бахилы. В такой по сути 5-слойной конструкции не страшны любые морозы, и можно катать на контактах как и летом, со всеми преимуществами. Если же велообуви у Вас нет, то лучше поехать в обычных зимних кроссовках на педалях-топталках.
Cпециальные зимние перчатки для горного велосипеда
Лыжные перчатки, для особых мерзляк подойдут трёхпалые рукавицы со сдвоенными пальцами типа «Лобстер». С собой лучше брать 2 пары — одна надета на Вас, вторая — за пазухой в тепле: если Ваши руки замёрзли, то Вы легко согреете их, просто поменяв перчатки.
Велосипедные поверх обуви
Можно использовать больничные бахилы или полиэтиленовые пакеты — но их необходимо проткнуть иголками во множестве мест для вентиляции (иначе нога вспотеет и замерзнет при остановке); такие пакеты и бахилы одеваются на ногу внутрь ботинка.
Как специальные велосипедные, так и лыжные и сноубордические.
Шерстяные или махровые, купленные в обычном магазине.
Должна обязательно закрывать уши. Лучше, если она будет 2-слойная или с виндстоппером в области ушей.
Обычная шапочка из магазина, желательно плотной вязки.
Специальные лыжные очки или горнолыжная маска для защиты глаз от холодного ветра, который заставляет их слезиться на скорости. На маске лучше не экономить, так как её дешёвый вариант совершенно бесполезен — он быстро покрывается потом и замерзает.
Пластик (не стекло!). При аварии битое стекло гораздо опаснее
Альетрнативы нет
Специальная маска на голову, предохраняющая лицо от обморожений. Её можно купить в военном или охотничьем магазине.
Нужно иметь при себе:
старые шерстяные перчатки, (в которых вы будете ремонтировать велосипед в случае поломки);
запасную куртку или толстовку? которую вы будете одевать на остановках;
запасные 2 пары тёплых носок + перчатки (варежки).